День рождения мастера

[img_assist|nid=3400|title=|desc=|link=node|align=left|width=120|height=80]11 февраля свой день рождения отмечает художник, мастер по кости и дереву Анатолий Петрович Солодяков

А.П. Солодяков родился 1962 году в поселке Палана, окружном центре Корякского округа. Нынешний мастер декоративно-прикладного искусства – сын оленеводов-кочевников, имеет в равной мере корякские и эвенские корни.

Свое детство Анатолий провел в оленеводческих табунах. Вместе с родителями кочуя по корякской земле. «Я очень отчетливо вижу перед собой оленей, тундру, горы и бескрайние заснеженные просторы… Наверное, все это запечатлелось в моей памяти на всю жизнь. Поэтому и ищет своего выхода в моих изделиях…»

Еще будучи школьником, корякский мальчик проявлял художественные способности и был замечен педагогами Корякской окружной школы искусств, поэтому по окончании Паланской средней школы А.Солодяков получает путевку на художественно-графический факультет Ленинградского института им. Герцена. Первые несколько лет после учебы молодой художник работает в Ханты-Мансийском автономном округе, затем вновь возвращается в родную Корякию, в Палану, где живет и поныне, всего себя посвятив любимому делу – художественному творчеству. «В своих работах я изображаю то, что мне хорошо знакомо: кочевой народ Севера, рыбаков, животный мир нашего края».

[img_assist|nid=3401|title=|desc=|link=node|align=right|width=80|height=120]В творческой копилке А.П. Солодякова различные работы: сувенирные изделия из дерева, выполненные с использованием кожи, меха и бисера, вазы, настенные панно, украшения из кости, китового уса и многое другое. Нередко мастер на заказ изготавливает уникальные ножи в ножнах. Кроме этого, выполняет отдельные оформительские заказы.

«В своих работах я стараюсь изобразить традиционный образ жизни северян, - рассказывает Анатолий Солодяков. - В одном случае это могут быть оседлые коряки-нымылане, промышляющие рыбной ловлей и охотой на морского зверя на реках Камчатки и побережье Охотского моря. В другой раз я окунаюсь в жизнь коряков-чавчувенов, большую часть года кочующих со своими стадами оленей по тундре и горам камчатского Срединного хребта. Обращаюсь я и к жизни и культуре ительменов и эвенов. Через свои работы я стараюсь передать представления наших народов о мире».

В работах Анатолия Солодякова ясно ощущается влияние мифологии корякского народа. Образы Ворона–Куткыняку, согласно мифам коренных народов Камчатки - создателя всего живого, являются одной из центральных тем творчества художника и резца по дереву А.П. Солодякова. «У каждого народа вера имеет свои образы, например, в христианстве мы встречаемся с Богом. Который, на мой взгляд, предстает очень серьезным. А наш Куткыняку напротив, веселый озорник с удовольствием предающийся пляскам и песням, нередко лукавый и хитрый, которому сродни многие человеческие качества. И, вопреки тому, что внешне наш Создатель похож на ворона, во многом это наша копия, копия человека. Поэтому в моих работах Куткыняку предстает ярким, живым, излучающим жизнерадостность. Кроме этого, я изображаю Куткыняку одетым в кухлянку, традиционную одежду моего народа. В одежде, с живой мимикой, он еще больше становится похож на человека. Работая с деревом, чтобы придать еще большую натуральность той же кухлянке, я её крашу, используя натуральные краски. А чтобы дерево лучше сохранялось, покрываю изделия пчелиным воском или скипидаром».

Работы А.П. Солодякова кроме художественной, несут в себе и этнографическую ценность. Например, благодаря мастеру современники не только увидели, с помощью чего коряки добывали когда-то огонь, но и могут заказать изготовление данной уникальной вещи.[img_assist|nid=3406|title=|desc=|link=node|align=right|width=94|height=120] «Многие народы Севера когда-то добывали огонь с помощью специальной доски, у коряков она называется «калак». Такая доска нередко напоминает человеческую фигуру и выполняет роль хранителя очага. В детстве, когда моя семья вела кочевой образ жизни, я видел таких хранителей. Из каменной березы делали небольшой стержень, т.к. это крепкое дерево. А вот вторую часть калака делали из мягкой породы дерева. С помощью трения стержня о вторую составляющую калака, занимался дымок. После этого брали сухой ягель и листья, или же немного оленьей шерсти, чтобы огонь быстрее разгорался… Когда-то в каждой корякской семье был свой калак, выполненный мастером семьи или главой рода. Это могла быть обыкновенная доска или искусно выполненная работа. Калак выполнял еще одну функциональную роль – он был своего рода корякским календарем. С наступлением летнего рыбачьего сезона коряки перебирались ближе к рекам и делали так называемый «летний» калак, в котором просверливалось углубление для добычи огня. Когда сезон рыбалки завершался, люди возвращались в зимние жилища. В этом случае брали оставшийся в доме калак, в котором делалось новое углубление, т.к. предыдущее уже не использовали. Получается, что для каждого года делалось новое углубление. Сколько углублений на калаке – столько и лет ему… Спустя много лет я по памяти и фотографиям, увиденным в одном из этнографических изданий, восстановил хранителя очага. И сейчас эта работа для меня как символ жизни. Потому что огонь, добытый с помощью калака, означает для нас жизнь».

[img_assist|nid=3404|title=|desc=|link=node|align=left|width=120|height=80]Резчик по дереву Анатолий Солодяков признается, что в начале, когда дерево только попадает ему в руки, он еще не представляет, что выйдет из данного материала. И специальных набросков и зарисовок мастер не делает. Картина вырисовывается постепенно, словно самостоятельно выступая на теплом рельефе дерева.

Работы А.П. Солодякова не раз выставлялись на выставках окружного, краевого и всероссийского уровня. Анатолий является обладателем звания «Золотые руки Корякской земли», участник выставок «Золотые родники» и «Край мастеров». Знакомы с работами корякского мастера и за рубежом – благодаря этнографу из Германии Эриху Кастену, работы А.П. Солоядкова выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге и Германии.

Весной 2012 года мастер по кости и дереву из Паланы Анатолий Солоядков приглашен принять участие в седьмой Выставке достижений традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Сокровища Севера 2012», которая пройдет в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» в г. Москве.

[img_assist|nid=3405|title=мастер с сыном|desc=|link=node|align=center|width=492|height=640]