Люди округа глазами художника

[img_assist|nid=3027|title=|desc=|link=node|align=left|width=120|height=80]Пашу Миронову из потомственного рода паланских оленеводов сразу после школы 18-летней девушкой направили работать дояркой на ферму совхоза «Паланский».
«Нас направили на помощь ветеранам. А потом все девчонки убежали с фермы, а я осталась», - вспоминает сегодня П.П. Миронова события середины прошлого века.

Обращаться с крупным рогатым скотом молодую девушку обучала Анастасия Николаевна Северина, о которой наша героиня и сегодня вспоминает с большой теплотой. Училась П.П. Миронова не только кормить, поить и доить, но и чувствовать животное: «Я была очень любопытной и внимательно следила за другими доярками, может поэтому и быстро схватывала. Мне тогда очень хотелось научиться доить как Варвара Никифоровна, у которой руки так и мелькали».

И научилась…Очень скоро молоденькой Паше уже доверили первые 15 голов. [img_assist|nid=3016|title=|desc=|link=node|align=right|width=80|height=120]Она и сегодня, спустя более полувека помнит имена этих телочек: Черемуха, Беляна, Снежка, Кама… Каждая из них откликалась на свое имя и у каждой, говорит Прасковья Павловна, как и у людей, был свой характер. «Одна ласковая, другая нервная, а была и чересчур ласковая. Пока я другую корову дою, она ко мне тянется, облизывает, рогами по спине водит – это значит, торопит. А утром только открою дверь фермы, крикну: «Здравствуйте, девочки!», - и в ответ на всю ферму раздается дружное «Му-у-у!.», встают, шеи вытягивают, смотрят, когда подойду», - с улыбкой вспоминает доярка.

Придя однажды работать в коровник, Прасковья уже и не помышляла о других профессиях. Не манили ни привычные всем родным просторы тундры, ни учеба. А как же оставить дорогих телят, когда сама их принимала, с пальца кормила, на ноги поднимала: «Они ж привязываются, как дети! У нас тогда очень хорошо телята росли, хоть и в холоде. Мокрые, дрожат, еле на ногах стоят. Первотелки, бывало, не принимали малышей. И тогда я их сама насухо обтирала, солому постелю, укрою, пойлочко дам. А потом смотрим, телята эти уже окрепли, бегают! По голосу меня узнавали, ходили по пятам. Телята, они ведь нежные, как ляльки маленькие».

У П.П. Мироновой всегда были лучшие телята, крупные, здоровые. А удои превышали планы, за что не раз доярка поощрялась различными наградами.
[img_assist|nid=3018|title=|desc=|link=node|align=left|width=120|height=80]Прасковья Павловна не жалеет о тридцати четырех годах, отданных заботам о коровах. Она бы и дальше работала на совхозной ферме, да попала, как сейчас говорят, под сокращение. «Ох, как я плакала, когда прощалась с коровами…Услышу утром стадо идет – слезами обливаюсь, позову моих, они головами крутят, оглядываются, голос узнают, ищут…», - стараясь незаметно утереть уголком платочка глаза рассказывает женщина.

Сколько раз потом знаменитую доярку приглашали частные фермеры справиться со строптивыми первотелками, сколько звали ее принять роды у коров – не сосчитать. И никогда она не отказывала в помощи, оставляла домашние дела и с доброй улыбкой, нежными словами, уверенно и спокойно шла на помощь полюбившимся зверям. И какой бы ни была рогатая строптивица, Прасковья Павловна всегда находила подход.

У Прасковьи Павловны и сегодня всякий раз замирает сердце, стоит ей услыхать коровье мычание. «Есть в Палане корова очень похожая на ту, что была у меня когда-то. Подойду иногда к ней: «Здравствуй, Снежка!», а она в ответ замычит, как будто отвечает…»
Эта нежная привязанность и любовь корякской женщины к телятам давно привлекла внимание художника и скульптора, члена Союза художников РФ В.В. Крупиной.
«Я думала, почему она всегда ко мне так пристально присматривалась, - смеется П.П. Миронова, для которой известие о том, что ее образ высечен в дереве, стало полной неожиданностью. – Оказывается вот что, выбрала меня… Ну и хорошо, будет потом память».
[img_assist|nid=3020|title=|desc=|link=node|align=right|width=80|height=120]В канун 81-й годовщины Корякского округа, В.В. Крупина представила свою новую скульптуру.

«Твои люди, округ, глазами художника. Портреты, скульптура малых форм, все работы, что имеется в музеях округа и края – это образы моих современников, кто принимал самое активное участие в становлении Корякского округа, чьими трудами мы сегодня живем, - рассказывает В.В. Крупина. – Когда мы с мужем Александром Пироженко приехали в первую творческую командировку, мы думали, что просто посмотрим, что за неведомый край Камчатка. Мы, конечно, были очарованы могучей, суровой и в то же время необычайной щедрой по красоте природой. Мы могли бы найти новые темы, освежить палитру и вернуться на Украину. Но когда близко познакомились с людьми Севера, когда вместе с ними прошли кочевыми тропами, жили на рыбалках, то поняли, что Корякский округ - это наша земля, где живут наши герои. Мы не брали людей знаменитых, а выбирали тех, кто жил рядом с нами, кого мы успели полюбить».

[img_assist|nid=3017|title=|desc=|link=node|align=left|width=80|height=120]Когда-то В.В. Крупиной пришлось присутствовать в совхозе «Паланский» на летней дойке. Уже тогда, отведав из рук корякской доярки парного молока, её образ запал в душу художницы. Прасковья Миронова своей кротостью, нежностью и безграничной любовью к телятам пленила фантазию художницы. «Очень красивая, мягкая, добрая женщина, которая говорила в основном не о себе, а о своих питомцах».

И постепенно образ доярки вошел в мастерскую В.В. Крупиной. Сначала появляются эскизы, наброски, а затем и сама скульптура малой формы, названная автором «Портрет знатной доярки Прасковьи Мироновой».

Скульптурная композиция, выполненная в капе, материал, который традиционно используется В.В. Крупиной, изображает Прасковью Миронову, нежно обнимающую глазастую голову теленка. Малыш всем своим существом тянется к лицу доярки, признавая в ней для себя самое дорогое. Инструмент скульптора точно передал не только внешнее сходство прототипа, но и нежность отношений человека и зверя. Тепло и добро излучает новая скульптура Виктории Крупиной.

[img_assist|nid=3019|title=|desc=|link=node|align=left|width=120|height=80]В приближающемся 2012 году обе женщины (и художница, и доярка) отметят красивую дату - 77 лет. Для каждой из них скульптура «Портрет знатной доярки Прасковьи Мироновой» это и достижение, и подарок.

Работая над образом П.П. Мироновой, скульптор В.В. Крупина параллельно создает очередную скульптурную композицию малых форм, отображающую по признанию самой художницы, «кусочек народной жизни». Образ морской рыбалки хорошо представлен в диораме «Лесновский берег», являющейся центром краеведческого зала Корякского окружного музея. Сейчас же Виктория Викторовна работает над созданием речной рыбалки. И здесь тоже будут узнаваемые образы, близкие не только художнице, но и многим из жителей Корякии. Так, например, одной из центральных фигур диорамы будет Ютты Солодяков, проживающий на Легиновской рыбалке и знакомый многим паланцам. И природный ландшафт будущей скульптурной композиции художник взяла с этих мест.
Так широкой аудитории предстают люди Корякского округа глазами художника. И тем и другим за труд и любовь к корякской земле, сохранение истории нашего края - глубокая благодарность.

[img_assist|nid=3022|title=|desc=|link=node|align=center|width=640|height=554]

[img_assist|nid=3023|title=|desc=|link=node|align=center|width=428|height=640]

[img_assist|nid=3024|title=Эскиз будущей диорамы В.В. Крупиной|desc=|link=node|align=center|width=640|height=415]

[img_assist|nid=3025|title=В.В. Крупина у будущей диорамы речной рыбалки|desc=|link=node|align=center|width=640|height=428]